МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21 Г. ВОЛГОДОНСКА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СШ №21
г. Волгодонска
Приказ от «27» августа 2015г №470
_____________О.Ф.Супрунова
М.П
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
кружок «Логика
в математике»
Класс: 5А
Количество часов: 68
Педагог: Шеламова Елена
Станиславовна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение мыслить
логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения
по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного
материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок «Логика в математике». Данный
курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в
самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В
ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия,
обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и
развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Программа кружка
создана для занятий с обучающимися 5 классов, склонных
к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно
в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к
математике.
Данная программа является частью общеинтеллектуального
направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего
образования.
Цель
программы– создание условий для развития интереса воспитанников к
математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического
мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора
ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой
цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- пробуждение и
развитие устойчивого интереса воспитанников к математике и ее приложениям.
- оптимальное
развитие математических способностей у воспитанников и привитие им определенных
навыков научно-исследовательского характера.
- воспитание
высокой культуры математического мышления.
- развитие у воспитанников
умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной
литературой.
- расширение и
углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
- развитиеу
воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с
коллективной.
Актуальностьпрограммы
определена тем, что математика занимает особое место
в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью,
её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в
создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь
частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика
находится на первом месте. В свою очередь логика способствует развитию
умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.
Данная программа
позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики
на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным
фактором реализации данной программы является и стремление развить у
воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи,
а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание
программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет
им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную
мотивацию.
Программа
кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики:
арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные
разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на
развитие математических способностей воспитанников, логического нестандартного
мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность
воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои
способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение по
программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для
воспитанников. В ходе занятий они выполняют проекты, готовят рефераты,
выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Основное
содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического
характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать
арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо
выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях кружка
рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять
законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических
задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов
воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие
интереса к математике.
Освоение
содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному
развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются
возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для
успешности каждого ребёнка.
Основу
программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные,
адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе
содержания и структурирования программы использованы общедидактические
принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей
направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания
обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Программа кружка рассчитана на один
год обучения по 2 часа в неделю (68 занятий в течение учебного года).
Условия
организации занятий:
Кружок создается из обучающихся
5 классов, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе.
Занятия групповые, по 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 2 занятия с
перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники научатся:
• нестандартным методам решения
различных математических задач;
• логическим приемам, применяемым
при решении задач.
По окончании обучения воспитанники получат возможность:
• рассуждать при решении
логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде
таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и
ребусов;
• применять нестандартные методы
при решении программных задач, олимпиадных задач;
• узнать историю развития
математической науки, биографию известных ученых-математиков, виды логических
ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;
•научиться новым приемам устного
счета;
•получить навыки решения
нестандартных задач;
•выявлять логические ошибки, встречающиеся
в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении;
•решать логические задачи по
теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления
воспитанников на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах,
международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», научно-практической
конференции, а также создание брошюры «Математическая шкатулка» (банк
нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам
всего курса, которые составлены воспитанниками или взяты из каких-либо
источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы воспитанников.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Дата проведения
занятия
|
Раздел, тема
|
Количество часов по
теме
|
||
Всего
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия
|
|||
Многозначные числа
|
6
|
3
|
3
|
||
1
|
03.09.2015
|
Цифры и числа. Приемы быстрого счёта
|
2
|
1
|
-
|
2
|
03.09.2015
|
-
|
1
|
||
3
|
10.09.2015
|
Числа-великаны и числа малютки
|
2
|
1
|
-
|
4
|
10.09.2015
|
-
|
1
|
||
5
|
17.09.2015
|
Числовые последовательности
|
2
|
1
|
-
|
6
|
17.09.2015
|
-
|
1
|
||
Геометрия
|
10
|
5
|
5
|
||
7
|
24.09.2015
|
Линии и фигуры. Плоскости и поверхности
|
2
|
1
|
-
|
8
|
24.09.2015
|
-
|
1
|
||
9
|
01.10.2015
|
Равносоставленные фигуры
|
2
|
1
|
-
|
10
|
01.10.2015
|
1
|
|||
11
|
08.10.2015
|
Задачи на разрезание и перекраивание фигур
|
2
|
-
|
1
|
12
|
08.10.2015
|
-
|
1
|
||
13
|
15.10.2015
|
Пять правильных многогранников
|
2
|
1
|
-
|
14
|
15.10.2015
|
-
|
1
|
||
15
|
22.10.2015
|
Тела вращения: цилиндр, конус,
шар
|
2
|
1
|
-
|
16
|
22.10.2015
|
-
|
1
|
||
Комбинаторика
|
4
|
2
|
2
|
||
17
|
29.10.2015
|
Вероятностные
задачи
|
2
|
1
|
-
|
18
|
29.10.2015
|
-
|
1
|
||
19
|
12.11.2015
|
Комбинаторные задачи
|
2
|
1
|
-
|
20
|
12.11.2015
|
-
|
1
|
||
Логика
|
20
|
10
|
10
|
||
21
|
19.11.2015
|
Круги Эйлера
|
2
|
1
|
-
|
22
|
19.11.2015
|
-
|
1
|
||
23
|
26.11.2015
|
Простейшие графы
|
2
|
1
|
-
|
24
|
26.11.2015
|
-
|
1
|
||
25
|
03.12.2015
|
Софизмы
|
2
|
1
|
-
|
26
|
03.12.2015
|
-
|
1
|
||
27
|
10.12.2015
|
Задачи на
«переливание»
|
2
|
1
|
-
|
28
|
10.12.2015
|
-
|
1
|
||
29
|
17.12.2015
|
Задачи на «взвешивание»
|
2
|
1
|
-
|
30
|
17.12.2015
|
-
|
1
|
||
31
|
24.12.2015
|
Задачи на «переправы»
|
2
|
1
|
-
|
32
|
24.12.2015
|
-
|
1
|
||
33
|
14.01.2016
|
Задачи на
установление закономерности, нахождение лишнего
|
2
|
1
|
-
|
34
|
14.01.2016
|
-
|
1
|
||
35
|
21.01.2016
|
Задачи на
нахождение общего и различного
|
2
|
1
|
-
|
36
|
21.01.2016
|
-
|
1
|
||
37
|
28.01.2016
|
Задачи,
решаемые с конца
|
2
|
1
|
-
|
38
|
28.01.2016
|
-
|
1
|
||
39
|
04.02.2016
|
Принцип Дирихле и его применение к решению задач
|
2
|
1
|
-
|
40
|
04.02.2016
|
-
|
1
|
||
Нестандартные
задачи
|
8
|
4
|
4
|
||
41
|
11.02.2016
|
Задачи на стоимость и движение
|
2
|
1
|
-
|
42
|
11.02.2016
|
-
|
1
|
||
43
|
18.02.2016
|
Задачи на время и возраст
|
2
|
1
|
-
|
44
|
18.02.2016
|
-
|
1
|
||
45
|
25.02.2016
|
Задачи «Расшифруй запись»
|
2
|
1
|
-
|
46
|
25.02.2016
|
-
|
1
|
||
47
|
03.03.2016
|
Старинные задачи
|
2
|
1
|
-
|
48
|
03.03.2016
|
-
|
1
|
||
Математические
игры
|
16
|
4
|
12
|
||
49
|
10.03.2016
|
Задачи-шутки,
задачи-загадки
|
2
|
-
|
1
|
50
|
10.03.2016
|
-
|
1
|
||
51
|
17.03.2016
|
Математические
кроссворды, лабиринты
|
2
|
-
|
1
|
52
|
17.03.2016
|
-
|
1
|
||
53
|
31.03.2016
|
Математические
фокусы, ребусы
|
2
|
-
|
1
|
54
|
31.03.2016
|
-
|
1
|
||
55
|
07.04.2016
|
Числовые
головоломки: магические квадраты
|
2
|
1
|
-
|
56
|
07.04.2016
|
-
|
1
|
||
57
|
14.04.2016
|
Числовые
головоломки: магические цепочки, числовые выражения
|
2
|
1
|
-
|
58
|
14.04.2016
|
-
|
1
|
||
59
|
21.04.2016
|
Геометрические
головоломки: Танграм
|
2
|
1
|
-
|
60
|
21.04.2016
|
-
|
1
|
||
61
|
28.04.2016
|
Геометрические
головоломки: Пифагор
|
2
|
1
|
-
|
62
|
28.04.2016
|
-
|
1
|
||
63
|
05.05.2016
|
Задачи со
счетными палочками
|
2
|
-
|
1
|
64
|
05.05.2016
|
-
|
1
|
||
Создание брошюры «Математическая
шкатулка»
|
4
|
1
|
3
|
||
65
|
12.05.2016
|
Подбор
заданий для брошюры
|
1
|
1
|
-
|
66
|
12.05.2016
|
Изготовление
брошюры
|
1
|
-
|
1
|
67
|
19.05.2016
|
Оформление
брошюры
|
1
|
-
|
1
|
68
|
19.05.2016
|
Презентация
брошюры
|
1
|
-
|
1
|
Итого
|
68
|
29
|
39
|
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Многозначные числа (6 ч)
Цифры и числа. Приёмы быстрого счёта
|
|
Числа-великаны и числа малютки
Числовые последовательности
|
|
Геометрия (10 ч)
Линии и фигуры. Плоскости и
поверхности
|
|
Равносоставленные фигуры
Задачи на разрезание и
перекраивание фигур
|
|
Пять правильных многогранников
Тела вращения: цилиндр, конус, шар
|
|
Комбинаторика (4
часа)
Вероятностные
задачи
Комбинаторные
задачи
|
|
Логика (20 ч)
Круги Эйлера
Простейшие графы
Софизмы
Задачи на «переливание»
Задачи на «взвешивание»
Задачи на «переправы»
Задачи на установление закономерности, нахождение лишнего
Задачи на нахождение общего и различного
Задачи, решаемые с конца
Принцип Дирихле и его применение к решению задач
|
|
Нестандартные задачи
(8 ч)
Задачи на стоимость и движение
Задачи на время и возраст
Задачи «Расшифруй запись»
Старинные задачи
|
|
Математические игры
(16 ч)
Задачи-шутки,
задачи-загадки
Математические
кроссворды, лабиринты
Математические
фокусы, ребусы
Числовые
головоломки: магические квадраты
Числовые
головоломки: магические цепочки, числовые выражения
Геометрические
головоломки: Танграм
Геометрические
головоломки: Пифагор
Задачи со
счетными палочками
|
|
Создание брошюры
«Математическая шкатулка» (4 ч)
Подбор
заданий для брошюры
|
Изготовление
брошюры
|
Оформление
брошюры
|
Презентация
брошюры
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий